Я испытываю особый трепет, осознавая то, что я могу лучше понять мир с помощью каких-то чокнутых технических принципов.

Один из моих самых ранних примеров основан на инженерном параметре, известном как «добротность» (Q). Добротность – это характеристика, определяющая поведение системы как функции заданных частот. Известно, что система с высокой добротностью – это та, что обладает высокой эффективностью в маленьком рабочем диапазоне, но эта эффективность уменьшается вне данного диапазона. Ранее в своей карьере я работал на МРТ, и одной из наших задач была разработка гибкого кольца антенны для захвата сигнала, из которого впоследствии можно было бы получить, к примеру, МРТ вашего колена.

Качество изображения напрямую зависит от сигнала, поэтому нашей задачей было спроектировать антенну с высоким показателем добротности, по крайней мере, так нам хотелось бы думать. Проблема в том, что в реальной практике системным операторам приходилось подстраивать эти кольца, когда их располагали вокруг части тела, что вызывало некоторые трудности. В антеннах с оптимально высокой добротностью ошибки подстройки приводили к сильному ухудшению сигнала и, соответственно, плохому изображению. По этой причине, было предпочтительнее проектировать антенны с более низкой добротностью, но с более широким диапазоном, чтобы они работали надежнее в реальной среде. Как сказал Вольтер: «Лучшее враг хорошего».

Все хорошо и понятно с антеннами, но как перенести этот принцип на другие сферы?

Когда вы проектируете или строите что-либо, зачастую есть соблазн сделать систему с наибольшей производительностью, но это вовсе не тождественно лучшей системе. Позвольте привести вам несколько примеров.

На раннем этапе существования интернета некоторые сайты имели потрясающую графику, но работать они могли только, если у пользователя было широкополосное соединение или новейшая версия Java, или браузер с поддержкой новейших стандартов. Чтобы адаптировать сайт к реальному миру, разработчики сделали его «изменчивым». Сайт подстраивался в зависимости от браузера и скорости соединения. Таким образом, они увеличили объем кода и добавили комплексное обеспечение качества, повысив затраты на его разработку и поддержку.

С точки зрения бизнеса, во многих случаях, это имело больший смысл делать что-то хорошо в рамках условий реального мира, а не просто делать это как можно лучше. Иными словами, отказаться от продукта с высоким показателем Q в пользу надежности и простоты другого продукта с меньшим Q.
Давайте отойдем от программного обеспечения и вспомним об автомате Калашникова, который является самым успешным огнестрельным оружием в мире. На самом деле, он особо не выделяется среди других видов оружия, за исключением одной черты: он крайне прост и надежен в широком диапазоне условий, то есть, он обладает очень низкой добротностью.

Еще один пример из мира автомобилей: Lamborghini в сравнении с Honda. Думаю, с этим все ясно.
Возможно, вы знакомы с таким же принципом работы в финансовом секторе. Создавая инвестиционный портфель, вы можете выбрать тот, что обладает высоким показателем Q (высоким уровнем риска). Он эффективно работает в уже сформированных условиях в конкретном секторе и крайне неэффективно в других ситуациях. Либо вы можете сбалансировать ваш портфель, сделать его менее эффективным ценой его оптимальных свойств.

Мы также можем наблюдать примеры в различных организациях. Так, некоторые спортивные команды собраны вокруг одной или нескольких суперзвезд, играющих в нападении. Это часто работает до тех пор, пока эта суперзвезда не получает травму, и тогда вся система распадается. Другие, такие как San Antonio Spurs, играют хорошо, даже столкнувшись с травмами, так как их команды не созданы по принципу оптимальности для заданных условий.

В другом примере мы пытаемся выяснить, насколько высоким был показатель добротности Apple во времена Стива Джобса, и может ли компания поддерживать свою производительность после его ухода.
Один из интереснейших примеров – из устройства государств. Нас постоянно раздражает то, что так мало делается правительством США, но это неотъемлемая черта его устройства. Три ветви власти созданы, в первую очередь, на основе принципа взаимного сдерживания и уравновешивания, как раз, чтобы обеспечить стабильность, а не производительность. Это система с низким Q. Сравним это с более высоким показателем Q авторитарных государств, таких как Китай или Дубай. Они смогли значительно сместить направление развития и прийти к процветанию достаточно быстро. Это замечательно, если в авторитарном государстве есть хороший правитель, если такового нет, то, в результате, оно испытывает упадок.

Не подумайте, что я сторонник систем с более низким Q. Клиентура Lamborghini совершенно осознанно принимает все издержки проектировки, связанные с высоким показателем Q. Я хочу сказать, что создавая продукт, систему или организацию стоит обдумывать уровень их добротности, который вы намерены им придать и понимать, имеет ли смысл тот или иной показатель Q для среды, работающей в условиях реального мира.

(Visited 61 times, 1 visits today)